tpe-atom.ru
Критерии оценки качества сварных соединений при визуальном контроле || Блог лаборатории металловедения «ТПЭ-АТОМ»

Визуальный контроль сварных соединений – первый и зачастую самый важный этап оценки качества сварочных работ. Этот метод позволяет выявить до 80% всех дефектов сварных соединений, что делает его незаменимым инструментом для обеспечения надежности и безопасности сварных конструкций. Исследования показали, что правильно проведенный визуальный контроль может предотвратить до 60% случаев разрушения сварных конструкций. При этом его стоимость составляет менее 5% от общих затрат на неразрушающий контроль. Это делает визуальный контроль экономически эффективным методом оценки качества.

Критерии оценки качества сварных соединений при визуальном контроле

Принципы визуального контроля

Человеческий глаз способен различать детали размером до 0,1 мм при оптимальных условиях освещения и расстояния наблюдения. Но эффективность визуального контроля зависит от множества факторов, которые нужно учитывать для получения достоверных результатов.

Освещенность – один из наиболее важных параметров. Она должна быть не менее 500 люкс для общего осмотра и не менее 1000 люкс для детального контроля сложных участков. Для сравнения, освещенность в обычном офисе составляет 300-500 люкс, а на операционном столе в больнице – 10000-100000 люкс.

Расстояние наблюдения не должно превышать 600 мм для невооруженного глаза. Это обусловлено физиологическими особенностями зрения человека. При большем расстоянии острота зрения снижается пропорционально квадрату расстояния, что может привести к пропуску дефектов.

Геометрические параметры сварных швов

Анализ геометрических характеристик – основа оценки качества любого сварного соединения. Эти параметры можно сравнить с пропорциями архитектурного сооружения. Если они нарушены, то снижается прочность всей конструкции.

Ширина шва

Ширина шва – один из важных геометрических параметров, так как от него зависит прочность соединения. Оптимальная ширина определяется соотношением к толщине свариваемого металла и составляет обычно 1,2-2,0 от толщины основного металла для стыковых соединений.

Недостаточная ширина шва приводит к концентрации напряжений, снижению усталостной прочности на 25-40%. Если она превышает нормативные значения более чем в 1,5 раза, то это указывает на нарушение технологии сварки. Это приводит к образованию скрытых дефектов, таких как непровары или включения.

Ширина шва измеряется в трех точках:

  1. В начале;
  2. В середине;
  3. В конце шва.

Отклонение от среднего значения не должно превышать ±15% для ответственных конструкций. Неравномерная ширина часто указывает на нестабильность сварочного процесса и другие, менее очевидные проблемы.

Высота усиления

Высота усиления шва должна обеспечивать компенсацию возможных внутренних дефектов. При этом она не должна создавать чрезмерную концентрацию напряжений. Оптимальная высота составляет 1-3 мм для большинства конструкционных сталей толщиной до 20 мм.

Усиление, которое превышает 5 мм, может снизить усталостную прочность соединения на 30-50% из-за резкого перехода от основного к металлу шва. Это особенно важно для конструкций, которые подвергаются циклическим нагрузкам, таких как мостовые краны или железнодорожные мосты.

Недостаточное усиление или его полное отсутствие указывает на возможное наличие непроваров, пор или других объемных дефектов. Статистика показывает, что 70% швов с недостаточным усилением содержат внутренние дефекты. Они выявляются радиографическим или ультразвуковым контролем.

Выпуклость и вогнутость корня шва

Форма корня шва – индикатор качества проплавления и правильности выбора режимов сварки. Небольшая выпуклость корня (1-2 мм) допустима и даже желательна. Она указывает на полное проплавление свариваемых кромок.

Чрезмерная выпуклость корня – признак слишком большого сварочного тока или низкой скорости сварки. Это приводит к перегреву металла, повышает риск образования горячих трещин. Вогнутость корня – серьезный дефект, указывающий на непровар или прожог. При его выявлении в большинстве случаев сварное соединение переделывается.

Поверхностные дефекты и критерии их оценки

Поверхностные дефекты сварных соединений делятся на несколько категорий. У каждой есть специфические критерии оценки допустимости. При этом не все поверхностные дефекты одинаково опасны. Некоторые влияют только на внешний вид изделия, конструкции, другие могут стать причиной разрушения.

Поры и свищи

Поры – газовые полости в металле шва. Они образуются в результате выделения газов при кристаллизации. Одиночные поры диаметром до 3 мм обычно не влияют на прочность соединения. Их суммарная площадь не должна превышать 2% от площади поперечного сечения шва.

Опасность представляют скопления или поры больших размеров. Согласно международным стандартам, такие дефекты диаметром более 5 мм или их группы с общим диаметром более 10 мм на участке длиной 100 мм недопустимы на ответственных конструкциях.

Свищи – сквозные поры. Это недопустимый дефект, так как он нарушает герметичность соединения, создает концентрацию напряжений. Даже единичный свищ диаметром 1 мм может снизить прочность соединения на 15-20%.

Для визуального выявления пор нужно хорошее освещение и увеличительные приборы. Зачастую это круглые или овальные углубления с характерным металлическим блеском внутренней поверхности. При этом нужно отличать поры от кратеров, которые отличаются неправильной формой и образуются при обрыве дуги.

Трещины

Это наиболее опасные дефекты, так как они могут привести к внезапному разрушению конструкции даже под воздействием нагрузок, которые значительно меньше расчетных. Трещина, независимо от размера и ориентации, является недопустимым дефектом для ответственных конструкций.

Горячие трещины образуются при высоких температурах в процессе кристаллизации. Обычно они располагаются в центральной части шва. У них характерная дендритная структура. Часто на них указывает изменение цвета металла. Это происходит из-за окисления металла при высоких температурах.

Холодные трещины возникают при температуре ниже 200° C в зоне термического влияния. Они более прямолинейные, очень мелкие. Поэтому для их выявления путем визуального контроля нужно быть особенно внимательным.

Статистика аварий показывает, что трещины становятся причиной 65% разрушений сварных конструкций. При этом 80% трещин можно выявить при правильно проведенном визуальном контроле, что подтверждает важность этого метода.

tpe-atom.ru

Подрезы

Подрезы – канавки в основном металле вдоль границы шва. Они образуются из-за расплавления основного металла без последующего заполнения этого объема металлом шва. Подрезы создают концентрацию напряжений, могут привести к появлению усталостных трещин.

Допустимая глубина подрезов зависит от толщины основного металла и класса ответственности конструкции. Для обычных конструкций допускается глубина подрезов до 0,5 мм при толщине основного металла менее 20 мм и до 1,0 мм при большей толщине.

Для ответственных конструкций, которые подвергаются воздействию циклических нагрузок, допустимая глубина подрезов снижается в 2-3 раза. Исследования показывают, что эти дефекты глубиной более 0,3 мм могут снижать усталостную прочность соединений на 25-40%.

Длина подрезов также важный критерий оценки. Непрерывные дефекты длиной более 25 мм недопустимы даже при глубине, которая не достигает критических значений. Суммарная длина подрезов на участке 100 мм не должна превышать 25% от длины шва.

Непровары и несплавления

Непровары – участки, где основной или металл предыдущих слоев многопроходного шва не расплавился. Несплавления – это отсутствие связи между наплавленным и основным металлом.

Выявление этих дефектов путем визуального контроля возможно только при их выходе на поверхность. Поверхностные непровары и несплавления проявляются как тонкие линии или канавки. Зачастую они заполнены окислами или шлаком. Для дефектов характерен темный цвет. От подрезов они отличаются более неправильной формой и расположением строго по границе сплавления.

Любые поверхностные непровары и несплавления – недопустимые дефекты, так как указывают на серьезные нарушения технологии сварки. Их наличие – признак того, что аналогичные дефекты есть в объеме шва.

ул.Мичурина, д.9