Основные виды дефектов - Лаборатория неразрушающего контроля ТПЭ АТОМ

Основные виды дефектов

Зачастую в нашей работе или в беседе с представителем заказчика мы сталкиваемся с такой проблемой, как элементарное техническое непонимание терминов, связанных с неразрушающим контролем.  Это вызвано   тем, что во многих компаниях и на предприятиях  переговорами и заключениями договоров с подрядчиками , в нашем случае с лабораторией неразрушающего контроля, занимаются люди далекие от этой сферы деятельности: снабженцы, сметчики, коммерсанты и др.

Ниже размещенная статья, как раз и призвана устранить пробелы в знаниях основных дефектов,  которые выявляются при проведении неразрушающего контроля, и причин их возникновения.  Так же нижеизложенная информация поможет при выборе метода контроля.

Трещина — дефект в виде разрыва металла сварного соединения или наплавленной детали (изделия).

Основными причинами возникновения трещин при сварке являются сварочные напряжения, резкое охлаждение шва, перегрев шва, высокое содержание углерода и кремния в основном металле, неподходящий и/или влажный присадочный и вспомогательный материал. Трещины в металле шва выявляются ультразвуковым и радиографическим контролем.

Оба метода имеют свои слабые стороны при выявлении трещин.  Так как трещина является самым опасным дефектом,  то предпочтительно применять эти методы совместно.

Радиографический контроль может пропустить трещину в случае ее малого раскрытия и расположения перпендикулярно излучению рентгеновских лучей. Ультразвуковой контроль может не «увидеть» трещину,  если она распространяется параллельно направлению распространения ультразвуковой волны.  Поверхностные трещины хорошо выявляются с помощью капиллярного, магнитного, вихретокового, а также визуального и измерительного контроля.

Пора — заполненная газом полость округлой формы в металле шва или в наплавленном металле.

Свищ — дефект в виде воронкообразного или трубчатого углубления в сварном шве.

Основными причинами образования пор и свищей являются загрязнения в зоне сварки, повышенная влажность окружающей среды и/или сварочных материалов, высокое содержание углерода в основном металле и/или присадочном материале,  большая скорость сварки и/или быстрое охлаждение шва, нарушение защиты сварочной ванны (сквозняки, неравномерная подача защитного газа и т.д.).

Выявляются поры и свищи с помощью радиографического и ультразвукового контроля. При выявлении пор, радиографический контроль имеет ряд преимуществ  по отношению к ультразвуковому. При ультразвуковом контроле имеет значение форма, размер, расположение и ориентация поры, что для радиографического контроля несущественно. Выходящие на поверхность поры и свищи зачастую выявляются с помощью капиллярного, магнитного, визуального и измерительного контроля. Подповехностные поры могут быть выявлены также с помощью магнитного и вихретокового контроля.

Непровар — несплавление в сварном соединении или наплавленной детали между основным металлом и металлом шва (наплавленным металлом) или между отдельными валиками.

Основные причины возникновения непроваров — это неправильная подготовка разделки шва (скос кромок, притупление), отсутствие необходимого зазора при сборке, недостаточная сила сварочного тока, превышение скорости сварки. Выявляется непровар как с помощью ультразвукового, так  и с помощью радиографического контроля. В случае доступа к корню шва визуально-измерительным методом контроля.  Ограничение для ультразвука при выявление непроваров является только малая толщина свариваемых изделий. В случае с рентгеном такого ограничения нет.

Выпуклость корня шва — часть одностороннего сварного шва со стороны его корня, выступающая над уровнем расположения поверхностей сваренных деталей (оценивается по максимальной высоте расположения поверхности корня шва над указанным уровнем).

Причиной возникновения выпуклости в корне шва могут послужить большой зазор между кромками при сборке под сварку, неправильная подготовка кромок, высокая сила тока, неправильная скорость сварки, длинная сварочная дуга.

Вогнутость корня шва — углубление на поверхности сварного соединения с односторонним швом в месте расположения его корня (оценивается по максимальной глубине расположения поверхности корня шва от уровня расположения поверхностей сваренных деталей). Образуется вогнутость корня шва при высокой скорости сварки, неправильной подготовке шва при сборке под сварку, при перегреве первого слоя, а также в местах прихваток.

Выявляются выпуклости и вогнутости корня шва радиографическим и ультразвуковым контролем, а в случае доступа к корню шва визуальным и измерительным.

Смещение кромок — несовпадение уровней расположения свариваемых (сваренных) деталей в стыковых сварных соединениях. Смещение кромок в сварном соединении образуется при неправильной сборке под сварку, а также при недостаточном количестве и качестве прихваток.

Выявляются как радиографическим так и ультразвуковым контролем, а в случае доступа к корню шва визуальным и измерительным.

Прожог — дефект в виде сквозного отверстия в сварном шве, образовавшегося вследствие вытекания части жидкого металла сварочной ванны в процессе выполнения сварки.

Образуется при большом токе и малой скорости сварки, при неправильной сборке изделий под сварку (большой зазор между кромок)

Подрез — острое углубление на границе поверхности сварного шва с основным металлом или на границе поверхностей двух соседних валиков.

Образуются при неправильной скорости сварки, при неточном ведении электрода по разделке и неправильной длине дуги.

Наплыв — дефект в виде металла, натекшего в процессе сварки (наплавки) на поверхность сваренных (наплавленных) деталей или ранее выполненных валиков и несплавившегося с ним.  

Образуется при излишне большом сварочном токе, при неправильном расположении  электрода и длинной дуге.

Усадочная раковина — дефект в виде полости или впадины, образовавшейся при усадке расплавленного металла при затвердевании.

Образуется при резком окончании сварки (обрыве дуги).

Брызги металла — дефект в виде затвердевших капель металла на поверхности сваренных или наплавленных деталей. Образуются при большом сварочном токе и неправильном выборе длины сварочной дуги.

Прожоги, подрезы, наплывы, усадочные раковины и брызги металла выявляются с помощью визуального и измерительного контроля.

Надеюсь, что данная информация поможет вам  заполнить пробелы в знаниях или ознакомиться  с типичными дефектами и методами их выявления. Или поможет найти понимание с дефектоскопистами.

С уважением, ком директор ООО «ТПЭ-Атом»
Степанская Татьяна Юрьевна